Чего можно ожидать от документально фильма? Чего вообще можно ожидать от документально фильма о музее? Прежде чем посмотреть новую работу гениального российского документалиста Александра Сокурова, я задал себе эти вопросы. И, честно скажу, мне было действительно сложно найти ответы. Но когда начался просмотр, и я увидел первые кадры «Франкофонии», мне больше не нужны были никакие ответы. Я просто хотел наблюдать за происходящим на экране, я просто хотел любоваться работой Сокурова…
На самом деле я не любитель документальных фильмов. Да, порой могу посмотреть несколько интересных кинолент о космосе или известном историческом деятеле, но это скорее от скуки, чем ради интереса. Мне никогда не было по-настоящему интересно смотреть документальные фильмы, ведь если мне нужно было узнать какой-то факт или подробно рассмотреть жизнь известного политического деятеля, я сразу же обращался к книгам. Именно им я доверяю больше, ведь там где книги – там жизнь. Но перед просмотром «Франкофонии» я задался вопросом: «Можно ли прочитать книгу о Лувре, чтобы всё понять и без документального фильма?». Как вы уже догадались, ответ был отрицательным. Невозможно читать об искусстве, это немыслимо. Вы можете узнать, во сколько Микеланджело написал свою первую картину, вы можете узнать, как долго Ван Гог рисовал свою знаменитую работу «Подсолнухи», но это будут пустые знания. Они не помогут вам осознать всю красоту этих работ. Они не помогут вам почувствовать эти картины. Конечно, и через фильм не всё так воспринимается, как вживую, но это уже зрительный контакт. Вы можете увидеть картину, проанализировать её и даже что-то для себя подчеркнуть, а это уже достаточно много.
Изначально документальный фильм «Франкофония» создавался по заказу Лувра. Они хотели, чтобы люди узнали о том сложном периоде, который им пришлось пережить в 1940 году. В тот период, когда Германия ввела свои войска в Париж, город был практически мертв. Большая половина людей, в том числе и чиновников, просто выехала, а остальные еще пытались сражаться. Только вот зачем? Итог этого сражения был ясен еще до того, как немцы прошлись под Эйфелевой башней. Единственным влиятельным человеком в городе, который еще находился на своём месте, был директор Лувра. Он просто не мог оставить эти бессмертные работы, эти увековеченные доказательства человечности. Он точно знал, как знает это и сам Александр Сокуров, что человечество без искусства ничто. Мы можем жить тысячелетиями на этой планете, но если от талантливых художников, музыкантов, скульпторов и стеклодувов ничего не остается, то их жизни были бессмысленными. А значит, бессмысленными остаются все человеческие жизни.
Мой вердикт – фильм «Франкофония» обязателен к просмотру. Он, может, и снят в документальном ключе, но благодаря таланту Сокурова, он смотрится скорее как художественная лента о любви к искусству.